Краткая биография Вагнера

Рихард ВагнерВильгельм Рихард Вагнер (1813—1883) — немецкий композитор и теоретик искусства.

Родился в Лейпциге, в семье полицейского чиновника. Учился в Лейпцигском университете, который не окончил. С 1833 года выступает в качестве дирижера хора, а затем и оркестра в оперных театрах Вюрцбурга, Магдебурга, Риги и других городов. В 1839 году, спасаясь от долгов, едет в Париж, где проводит три года, не имея никаких постоянных источников дохода и не добившись успеха ни как композитор, ни как дирижер.

В 1842 году он переезжает в Дрезден. Здесь были поставлены его оперы "Риенци" и "Летучий голландец". Благодаря их успеху он получает место дирижера придворного оперного театра. В Дрездене Вагнер пишет оперы "Тангейзер" и "Лоэнгрин".

Композитор принимает активное участие в революции 1848 года. После ее поражения ему приходится выехать в Швейцарию. Здесь, в Цюрихе, он создает новые блестящие оперные произведения и пишет критические труды о новом искусстве.

Несмотря на то, что Вагнеру запретили въезд в Германию, его произведения продолжали там исполняться, и нередко такими блестящими дирижерами, как Х. Бюлов и Ф. Лист. Сам Вагнер дирижировал в Лондоне, в Париже (где снова не имел успеха) и в других европейских городах. Его творчество совершенно нового типа приковывает к себе внимание и вызывает бурные дискуссии в музыкальных кругах всего мира. В 1862 году Вагнер, воспользовавшись амнистией, возвращается в Германию, но лишь через три года покровительство короля Баварии Леопольда II дает ему возможность заняться исключительно музыкой.

Приехав в Мюнхен, он встречается там с дочерью Листа — Козимой Бюлов — и вскоре женится на ней. В 1871 году Вагнер впервые приезжает в Байрейт. Он выступает с инициативой постройки в этом городе большого оперного театра, на сцене которого могли бы идти немецкие оперы. С 1874 года Вагнер с семьей поселяется в Байрейте на вилле "Ванфрид".

В 1876 году строительство оперного театра было закончено. На открытии театра была исполнена оперная тетралогия "Кольцо Нибелунга".

В период расцвета своей славы Вагнер не прекращает гастрольных поездок по Европе. В 1883 году он посетил Италию. Умер он в Венеции во время сердечного приступа. Похоронен в Байрейте.

Вначале в творчестве Вагнера ведущее место занимали оперы. Позже созданы музыкальные драмы-оперы "Тангейзер", "Лоэнгрин", "Летучий голландец", цикл опер "Кольцо Нибелунга" ("Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид", "Закат богов"), "Нюрнбергские мейстерзингеры", "Тристан и Изольда" и религиозная мистерия "Парсифаль".

На начальном этапе музыкальное творчество Вагнера вполне умещалось в рамках романтизма. Однако со временем он вырабатывает свой собственный стиль. В более поздний период творчества Вагнер широко использует систему "лейтмотивов" для характеристики какого-либо образа или явления. Вагнер считает своей целью объединить три вида искусства: музыку, поэзию и театр. Поэтому часто мелодия у него отступает на второй план, чтобы выделить текст, им же самим написанный. Вот почему музыку Вагнера нельзя (за исключением чисто инструментальных фрагментов) рассматривать в отрыве от текста.

В области гармонии Вагнер значительно перерос рамки эпохи романтизма. Он стал создателем совершенно новых созвучий. Примером может служить не встречавшийся до этого "тристановский аккорд", впервые использованный композитором во вступлении к "Тристану и Изольде". Тяжелая инструментовка с преобладанием медных инструментов и в то же время мастерское использование оттенков звука характерны для творчества Вагнера.

В основу либретто его опер положены древненемецкие легенды, что соответствует немецкому духу композитора.

Вагнер занимался также литературной и публицистической деятельностью. Он был автором всех либретто для своих опер и музыкальных драм, написанных на высоком литературном уровне. Книги Вагнера "О дирижировании", "Бетховен", "О предназначении оперы" посвящены вопросам музыки. Его статьи "Произведения искусства будущего", "Опера и драма", "Проект организации немецкого национального театра", "Искусство и революция" проникнуты полемическим духом. После смерти Вагнера идея объединения искусств время от времени находит своих последователей, предпринимающих более или менее удачные попытки в этом направлении.

Произведения Вагнера


оперы:
«Риенци» (1838-1840)
«Летучий голландец» (1841)
«Тангейзер, или Состязание певцов в Вартбурге» (1843-1845)
«Лоэнгрин» (1845-1848)
«Тристан и Изольда» (1865)
«Нюрнбергские мейстерзингеры» (1861-1867)
«Кольцо нибелунга» («Золото Рейна» (1852-1854), «Валькирия» (1852-1856), «Зигфрид» (1851-1871), «Гибель богов» (1869-1874)
«Парсифаль» (1877-1882)
симфонии
увертюры
марши
камерные ансамбли
хоровые произведения
вокальные произведения
редакции опер других композиторов, например, «Ифигения в Авлиде» Глюка


На момент публикации все ссылки были в рабочем состоянии, если Вы по каким-то причинам не можете ознакомиться с краткой биографией Рихарда Вагнера, просьба сообщить об этом администрации сайта.