Краткая биография Мусоргского

Модест Петрович МусоргскийМодест Петрович Мусоргский (1839—1881) — русский композитор, член «Могучей кучки».

Родился в небогатой помещичьей семье в селе Карево Псковской области. С детства играл на фортепиано, обнаруживая при этом способности к сочинению музыки. Но серьезное увлечение ею пришло к Мусоргскому позже. Юношей он поступил в школу гвардейских прапорщиков, которую окончил в 1852 году, одновременно он учился у известного пианиста-педагога А. Герке. Но лишь в 1858 году, отказавшись от военной карьеры и поступив на государственную службу, Мусоргский смог уделять время своим музыкальным занятиям. Когда прогрессивно настроенные композиторы, его современники — А. П. Бородин, М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи и Н. А. Римский-Корсаков — организовали содружество "Могучая кучка", Мусоргский присоединился к ним.

Несмотря на занятость по службе в инженерном управлении (1862—1867), композитор много и напряженно работал над своими музыкальными произведениями. С 1868 по 1880 год Мусоргский служил в Лесном департаменте.

В 1879 году, вырвавшись из серых будней чиновничьей службы, Мусоргский отправляется в поездку по России в качестве аккомпаниатора певицы Дарьи Леоновой.

Угнетающее однообразие повседневной жизни и тяжелые материальные условия привели Мусоргского к алкоголизму. Его депрессия постоянно усиливалась. Умер он в Николаевском военном госпитале в Петербурге.

В своем творчестве, проникнутом глубокой народностью и реализмом, Мусоргский был наиболее последовательным выразителем демократических идей. Его оперы "Борис Годунов" и "Хованщина" не имеют себе равных в мировом музыкальном искусстве по силе и глубине воплощения образов, по правдивости и яркости изображения народных масс.

Мусоргский не имел систематического музыкального образования. Считается, что он, не умел инструментовать своих сочинений (это часто делал за него Римский-Корсаков).

Кроме опер, Мусоргским написаны: сюита "Картинки с выставки", ряд симфонических произведений ("Ночь на Лысой горе"), много песен и романсов (в их числе весьма оригинальные для того времени "Песни и пляски смерти"), хоровые и фортепианные произведения.

Мусоргский стремился к тому, чтобы его гармонически разнообразная музыка в каждом своем элементе носила национальный, чисто русский характер. Таким образом, он как бы продолжил характерные для того времени общеевропейские тенденции национальных школ в музыке.

Произведения Мусоргского


оперы:
«Саламбо» (1863-1866)
«Женитьба» (1868)
«Борис Годунов» (1869-1872)
«Хованщина» (1872-1880, завершена Римским-Корсаковым, 1880)
«Сорочинская ярмарка» (1874-1880, завершена Кюи)
для оркестра:
скерцо (1858)
интермеццо (1867)
«Ночь на Лысой Горе» (1867)
марш «Взятие Карса» (1880)
фортепианный цикл «Картинки с выставки» (1874)
хоровые произведения
для голоса и фортепиано:
сборник «Юные годы» (1857-1865)
цикл «Детская» (1868-1872)
цикл «Без солнца» (1874)
цикл «Песни и пляски смерти» (1875-1877)
песни и романсы
обработки русских народных песен


На момент публикации все ссылки были в рабочем состоянии, если Вы по каким-то причинам не можете ознакомиться с краткой биографией Модеста Петровича Мусоргского, просьба сообщить об этом администрации сайта.