Краткая биография Стравинского

Игорь Фёдорович СтравинскийИгорь Фёдорович Стравинский (1882—1971) — русский, французский (гражданство с 1934) и американский (гражданство с 1945) композитор, дирижёр и пианист, один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века.

Родился в семье певца, солиста Мариинского театра Ф. И. Стравинского. С девятилетнего возраста обучался игре на фортепиано. С восемнадцати лет самостоятельно изучал теорию музыки. Учился на юридическом факультете Петербургского университета. Решающей для формирования Стравинского-композитора стала встреча летом 1902 года с Н. А. Римским-Корсаковым, у котоpoго в течение трех лет он брал частные уроки. К этому времени Стравинский был уже автором нескольких публично исполненных в Петербурге оркестровых сочинений и песен. На премьере "Фантастического скерцо" (1909) присутствовал С. П. Дягилев, который заказал Стравинскому балет "Жар-птица". Дягилев и общение с деятелями возглавляемого им литературно-художественного объединения "Мир искусства" сыграли значительную роль в становлении художественных взглядов Стравинского. В организованных Дягилевым "Русских сезонах" в Париже состоялись премьеры балетов Стравинского "Жар-птица" (1910), "Петрушка" (1911) и "Весна священная" (1913), принесшие ему мировую известность.

С 1914 года он жил за границей. Годы 1-ой мировой войны (1914—1918) Стравинский провел в Швейцарии; с 1920 года жил во Франции, с 1940 — в США, где впервые выступил как дирижер еще в 1925 году.

С 20-х годов началась небывалая по масштабам концертная деятельность Стравинского как дирижера — исполнителя собственных произведений.

В творчестве Стравинского различаются три периода. Русский период, характеризующийся интересом к русской тематике, к богатому наследию как фольклорной, так и профессиональной русской музыки ("Жар-птица", "Петрушка", "Весна священная", "Свадебка", "Соловей", "История солдата" и др.). Второй период, "неоклассицистский", — это обращение к европейскому классическому наследию ("Симфония псалмов", "Царь Эдип", "Аполлон Мусагет", "Персефона", "Поцелуй феи", "Орфей", "Похождения повесы" и др. Третий был связан с интересом к принципам додекафонной музыки ("Агон", "Потоп", "Реквием", "Вариации для оркестра" и др.).

Стравинский — один из тех русских композиторов 20 века, которые оказали огромное влияние на развитие современной музыки. В его творчестве сочетались разные, часто противоречивые черты, характерные для мирового музыкального искусства 20 века. Эти противоречия, сложность самой личности Стравинского, отразившаяся в творчестве, изменчивость его эстетической и гражданской позиций вызывали и по сей день вызывают непрекращающиеся дискуссии о нем.

Произведения Стравинского


оперы:
лирическая сказка «Соловей» (1908)
опера-буффа «Мавра» (1922)
«Царь Эдип» (1927)
«Похождения повесы» (1951)
балеты, среди них:
«Жар-птица» (1910)
«Петрушка» (1911)
«Весна священная» - картины языческой Руси в 2 частях (1913)
«Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» - весёлое представление с пением и музыкой (1917)
«Песнь Соловья» (1920)
«Пульчинелла» (1920)
«Свадебка» (1923)
«Аполлон Мусагет» (1928)
«Поцелуй феи» (1928)
для солистов, хора и оркестра:
«Священное песнопение во славу имени св. Марка» (1956)
«Threni» - Плач пророка Иеремии (1958)
«Проповедь, притча и молитва» кантата (1961)
«Заупокойные песнопения» (1966)
сочинения для хора и оркестра
сочинения для хора и камерно-инструментального ансамбля
сочинения для оркестра, среди них:
3 симфонии
концерт «Дамбартон-Окс» (1938)
«Фантастическое скерцо» (1908)
концерты для инструмента с оркестром, такие как:
концерт для скрипки (1931)
«Движения» для фортепиано (1959)
концерт для фортепиано и духовых инструментов (1924)
сочинения для хора а сappellа


На момент публикации все ссылки были в рабочем состоянии, если Вы по каким-то причинам не можете ознакомиться с краткой биографией Игоря Фёдоровича Стравинского, просьба сообщить об этом администрации сайта.