Краткая биография Листа
Ференц (Франц) Лист (1811—1886) — венгерский композитор, пианист-виртуоз, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей музыкального романтизма.
Родился в деревне Доборьян, сын музыканта из оркестра князя Эстергази. Девяти лет он уже выступал с концертами как пианист. Музыкальное образование по классу фортепиано Лист получил в Вене у педагога, пользовавшегося мировой славой, — К. Черни. Композиции его обучал Сальери. В 1823 году семья Листа переехала в Париж, чтобы дать ему возможность учиться в Парижской консерватории. Однако, как иностранцу, ему отказали в приеме. Тогда Лист начал брать частные уроки композиции. В игре на фортепиано он самостоятельно добивается столь великолепных результатов, что после смерти отца уже может содержать себя и мать на гонорары за концерты. Знакомство с Паганини оказало большое влияние на его технику исполнения, а творчество Берлиоза сыграло решающую роль в области композиции. В Париже Лист близко сошелся с Шопеном и Вагнером.
В 1839—1847 годах Лист непрерывно гастролирует. Встречаясь с крупнейшими исполнителями своего времени, пианистами-виртуозами, Лист превосходит всех своих соперников и завоевывает славу гениального пианиста. Лист впервые вводит новую форму концертов — "рециталей", то есть концертов одного исполнителя.
В 1848 году, благодаря протекции княгини Витгенштейн, он становится придворным дирижером в Веймаре, где остается до 1861 года. В это время он сочиняет музыку, дирижирует оркестром, пишет музыкальные рецензии и статьи, принимает активное участие в музыкальной жизни города. Из маленького сонного городка Веймар превращается в центр музыкальной культуры, где зазвучали шедевры не только старых мастеров, но и недавно созданные музыкальные произведения (особенно Вагнера), и где выступали крупнейшие солисты Европы.
Однако интриги заставили Листа покинуть Веймар. Он направляется в Рим и там принимает духовный сан аббата. В это время он пишет почти исключительно произведения религиозной музыки.
В 1870 году Лист возобновил свои отношения с веймарским двором и с этих пор проводит каждую зиму в Риме, а лето — в Веймаре. Он был инициатором создания Музыкальной академии в Будапеште, ее первым президентом и профессором. Путешествовать он продолжает до конца жизни.
Смерть застала его в Байрейте.
Лист был убежденным демократом, что неоднократно вызывало недовольство привилегированных кругов. Однажды, находясь в Петербурге, он выступал перед царем. Во время игры пианиста царь вступил в громкий разговор со своим соседом. Лист прервал игру. За это он был выслан из России.
Творчество Листа очень богато: 13 симфонических поэм (в том числе "Прелюды" и "Мазепа"), две огромные программные симфонии с хорами — "Фауст" и "Данте", другие произведения для оркестра, два фортепианных концерта, сочинения для фортепиано, а также множество транскрипций фортепианных произведений других композиторов. По своему стилю музыка Листа относится к эпохе позднего романтизма, инструментовка ее остроумна и эффектна. В своих произведениях для фортепиано, как оригинальных, так и в транскрипциях, композитор решает сложные вопросы фортепианной техники, мастерски передовая колористические возможности каждого инструмента.
Лист является последовательным сторонником программной музыки, многие его произведения имеют сюжетную основу. Он стремился передать музыкальными средствами не только литературное содержание, но и описать целые картины (например, "Битва с гуннами" по картине Каульбаха).
Произведения Листа
оратории
мессы
кантаты
реквием (1866)
сочинения для оркестра:
«Фауст-симфония» (1854)
Симфония к «Божественной комедии» Данте (1856)
симфонические поэмы, среди них:
«Тассо» (1849-1856)
«Прелюды» (1848-1854)
«Орфей» (1854)
«Прометей» (1850-1855)
«Гамлет» (1858)
«От колыбели до могилы» (1882)
оды
для фортепиано с оркестром:
концерты
«Пляска смерти» (1838-1849)
струнный квартет
для фортепиано соло:
«Большой концерт» (1849)
Соната си минор (1852-1853)
пьесы «Поэтические и религиозные гармонии» (1845-1852)
пьесы «Видения» (1834)
сборники «Годы странствий» (1835-1849)
19 Венгерских рапсодий (1847-1885)
этюды, среди них:
«Этюды трансцендентального исполнения» (1838-1851)
«Большие этюды по каприсам Паганини» (1851)
вариации
вальсы, например:
«Мефисто-вальс» (1883)
марши
романсы
песни
На момент публикации все ссылки были в рабочем состоянии, если Вы по каким-то причинам не можете ознакомиться с краткой биографией Ференца Листа, просьба сообщить об этом администрации сайта.